Описание модели

Описание модели

Теоретическую основу модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях составляют научные труды белорусских ученых Бедулиной Г.Ф., Познякова В.В., Сизанова А.Н., Лопатик Т. А., Лаптенка А.С., посвященные формированию социальной компетентности детей и подростков. 

Сизанов А.Н. выделяет ключевые социальные компетентности обучающихся, необходимые  им как пользователям Интернет-ресурсами:

- информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;

- компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

- компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.

На основе научных трудов и описанных подходов выстроена предлагаемая модель.

Для успешного внедрения модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами необходимо обеспечить единство целеполагающего, содержательно-организационного, результативного компонентов; выстроить целостную систему мероприятий с педагогами, учащимися, законными представителями.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий, методика

  1. Сформированность у обучающихся социальных компетентностей пользователей Интернет-ресурсами: компетентность социального взаимодействия:

способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание норм этикета.

 

Умение использовать нормы на практике.

Навыки конструктивного взаимодействия в сети Интернет.

Вежливость, отсутствие ненормативной лексики, отсутствие флеймов, флудов, троллингов, сохранение конфиденциальности информации, корректность.

 

 

Знание о способах взаимодействия людей в социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование «Этикет и нетикет».

Наблюдение в реальной жизни и в виртуальном мире.

Наблюдение, анализ Интернет-ресурсов.

Анализ результатов проведённых онлайн-конференций, вебинаров и др.

Анкетирование.

компетентность общения:

формирование навыков безопасного общения;

орфографическая и пунктуационная грамотность речи;

правильность речи, логичность и точность.

Качество изображений.

 

 

Мотивация к этичному общению в социальных сетях.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Информация изложена в соответствии с требованиями логичности и точности речи.

Изображение не противоречит этическим нормам

 

 

Опросник «Мотивы этичного общения в социальных сетях».

Анализ друзей сообществ, фейк-записей.

 

Анализ Интернет-ресурсов.

 

информационно-технологическая компетентность

Способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Анализ количества пользователей сетевых площадок и участников коммуникации.

 

2.Профессионально-педагогические компетенции педагогических работников в формировании этикетной культуры подростков

Владение формами, методами и приёмами формирования этикетной культуры подростков в соцсетях;

создание профессиональной среды для обмена опытом.

Анкетирование, опрос, самоанализ

 

3.Здоровье обучающихся и педагогов

Отсутствие перегрузки, благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

Анализ оптимального времени нахождения в сети;

анкетирование «Психологический климат в коллективе»;

собеседование, наблюдение.

4.Качество управления процессами функционирования и развития в учреждении образования

 

Наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий;

наличие программы управления инновационной деятельностью;

наличие системы стимулирования педагогов.

Анкетирование, самоанализ