Город дружественный детям

Изображение
 
 

Реализация инициативы "Город, дружественный детям и подросткам" в Новогрудском районе

Изображение

Молодежный парламент при Новогрудском районном Совете депутатов

АКТУАЛЬНОСТЬ

Город, дружественный детям – это глобальная инициатива, реализуемая рядом Европейских стран, в том числе и в Беларуси. В основу, которой положено понимание того, что детство является особым периодом в жизни человека и требует формирования своего социального пространства. Эта инициатива позволяет более последовательно и продуктивно решать «городские» проблемы в интересах и с учётом мнения самих детей, определять и реализовывать систему эффективных и взаимосвязанных мер, направленных на повышение благополучия подрастающего поколения, его успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность. Город, дружественный детям – это современный город, в центре внимания которого стоят  интересы и права детей.

Современное состояние общества по-новому высвечивает позиции воспитания, формирования интеллектуального и творческого потенциала молодых людей. Складывается асимметрия досуга как развлечения и досуга как полноценного развития способностей, потребностей и интересов, не реализованных в ходе профессиональной деятельности, в том числе учебной.

Изучение состояния работы в области организации свободного времени детей и молодежи в регионе выявил слабые звенья, к которым относятся:

  • Малочисленность в регионе досуговых центров и низкий уровень культурных программ.

  • Отсутствие единой системы взаимодействия учреждений образования с отделом культуры.

  • Нехватка квалифицированных специалистов по организации досуга.

  • Непонимание сущности культуры досуга в формировании духовно-ценностного развития личности.

  • Досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого результата восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества.

  • Неумение молодёжью организовать свободное время в культурном пространстве региона и найти в нем свою нишу.

  • Школа не может в полном объеме заполнить свободное время ребенка в соответствии с их современными потребностями (недостаточный спектр видов деятельности: клубов, кружков, секций, детских объединений и др.).

  • Недостаточно развитая материально – техническая база учреждений образования по организации досуга.

  • Привязанность к этнокультурным стереотипам при определении границ досуга и форм его проведения.

  • Низкий уровень совместной социально – ориентированной досуговой деятельности детей и родителей.

  • Отсутствие у большинства школьников навыка культурного времяпровождения.

Целью проекта «Город, дружественный детям» в районе является более полная реализация на местном уровне основных положений Конвенции о правах ребёнка(1989), Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей» (2002).

  В основе реализации проекта лежит понимание того, что городская жизнь подвергает детей угрозам и опасностям, таким как:

  • загрязнение окружающей среды;

  • интенсивное дорожное движение и повышенная опасность ДТТ;

  • стрессы (повышенные физические и психические нагрузки);

  • неустойчивость и неблагополучие семей;

  • социальная изоляция;

  • вовлечение в противоправные действия, употребление психоактивных веществ.

Город, дружественный детям – это не модель идеального города, это эффективная система местного самоуправления, которая призвана всесторонне содействовать реализации прав детей. Создание города, дружественного детям, не единичная акция, а растянутый во времени процесс.

ЦЕЛЬ:  создание благоприятных условий и формирование безопасной  среды для жизни детей в городе.

ЗАДАЧИ:

  •  анализ положений детей в городе;

  •  формирование городских приоритетов в интересах детей;

  •  развитие межведомственного взаимодействия в целях совершенствования социальной защиты семьи и детей;

  • объединение интеллектуальных, финансовых, организационных возможностей города в целях защиты прав и интересов детей;

  • развитие способности детей к самоорганизации через обеспечение значимого участия в разработке и реализации программ родного города, поддержку детских и молодежных социальных инициатив;

  • формирование правовой культуры, позволяющей детям отстаивать свои права и выполнять обязанности законопослушного гражданина;

  • противодействие таким негативным социальным процессам, как распространение алкоголизма, наркомании, табакокурения, вовлечение детей в противоправную деятельность;

  • привлечение внимания к проблемам окружающей среды города посредством экологического воспитания молодежи;

  • профилактика дорожного травматизма и правонарушений среди детей и подростков в городе;

  • развитие контактов и связей с аналогичными городами на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

 Данная инициатива будет реализовываться в рамках защиты прав детей в городе:

  • на  жизнь и здоровое развитие;

  • на имя, гражданство;

  • защиту жизни, чести, достоинства;

  • на семью;

  • на свое мнение, сохранение своей индивидуальности;

  • на развитие;

  • на свободу мысли;

  • на образование;

  • на игру;

  • на защиту от всех форм эксплуатации.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Управление и координация деятельности, информационное обеспечение:

  • Подтверждение участия Новогрудского района в инициативе «Город дружественный детям» (заявка на участие, анализ ситуации положения детей в районе, финансирование в интересах детей, информационная деятельность по реализации инициативы).

  • Создание и регулярная работа координационного совета при Новогрудском РИК на основе социального партнерства.

  • Организация деятельности детского органа самоуправления -  молодежного парламента при отделе по делам молодежи Новогрудского РИК (ежемесячно).

  • Освещение деятельности в СМИ.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО:

  • Социальные акции и проекты: «Дети и дорога» (совместно с ГАИ), «День городу» (культура слова, культура дела, культура отношений),  «Я этим городом храним», (краеведческо-познавательная игра, разработка туристических и экскурсионных маршрутов, создание групп юных экскурсоводов-гидов при музеях А. Мицкевича, историко-краеведческом музее, агентстве «Новогрудок-тур»).

Формы работы: проведение социальных акций, реализация проектов, молодежные форумы, марафоны социальных инициатив, обмен опытом  и др.

  • Организация деятельности детского органа самоуправления – молодежного парламента при отделе по делам молодежи Новогрудского РИК (ежемесячно)

Формы работы: встречи с  руководством государственных структур района, заинтересованными ведомствами, презентация инициатив, детских и молодежных проектов, участие в конференциях городов, дружественных к детям.

  • Организация деятельности волонтерского центра «Надежда»  (педагоги-координаторы, волонтерская группа, работающая по методике «равный обучает равного» по теме ЗОЖ, СПИД).

Формы работы: тренинги, встречи, мастер-классы, работа с детьми-инвалидами и др.

  •  Организация работы молодежной биржи труда «Найди себя» (координатор РК ОО «БРСМ»), в рамках сотрудничества структур ЖКХ, лесхоз, ДЭУ, МПМК, СМУ, центр занятости населения)

Формы работыработа телефонной прямой линии, временная занятость молодежи, в том числе учащихся, состоящих на различного вида учетах на благоустройстве города, оборудование спортивных площадок и зон отдыха в городе («Сквер пионерской дружбы).

  • Организация работы площадок саморазвития в сфере досуга на базе учреждений образования района, в рамках шестого школьного дня, где дети мигрируют,  самоопределяясь в выборе форм и видов досуговой деятельности. Каждое  учреждение образования готовит и предлагает для детей из других учреждений спектр возможностей для самореализации (по графику). 

Формы работы: проведение ток-шоу по проблемам молодежи, творческие мастер-классы, дебаты, дискуссии с участием родительской общественности района, представителей органов государственных структур управления и др., с еженедельным анонсированием предстоящих дел  в районной газете в рубрике «Афиша».

  • Реализация познавательно - развлекательного проекта «Приключения у озера» в урочище Литовка.

Формы работы: познавательно – развлекательные игры, экскурсионные маршруты для детей, родителей, совместный отдых.

  • Работа досуговых центров на базе общежитий и предприятий города для совместного отдыха и организованного досуга детей совместно с родителями при поддержке профсоюзных комитетов (диско-клуб на базе общежития швейной фабрики).

  • Организация работы Детского кафе.

Формы работы: семейные праздники, совместный отдых детей и родителей, культурно – досуговые программы.

  • Проведение регионального родительского собрания.

  • Организация работы районного клуба «Подросток»  на базе РОВД во взаимодействии с МЧС, ОО «БРСМ», воинской частью и другими заинтересованными структурами.

  • Информационно – правовое просвещение молодежи «Правовой всеобуч»

Формы работы: популяризация в учреждениях образования Детского правового сайта, консультации юриста для детей и родителей  на страницах районной газеты, радио, местного телевидения и др.