Материалы адресованы педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, общего среднего образования, организующих воспитательную работу с детьми и молодёжью.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интернет стал новой средой для общения детей и подростков. На просторах Интернета современные учащиеся наблюдают примеры неэтичного общения, и воспринимают их как образцы поведения. Желание не выделяться среди сверстников или получить их признание приводит к тому, что подросток копирует такие «образцы» поведения. Ощущение безнаказанности в Интернете побуждает подростка к испытанию различных стилей общения, далёких от нравственных. Общаясь в социальных сетях, ребёнок принимает неэтичные нормы поведения и переводит их в реальную жизнь. Следовательно, если не уделять внимание и не заниматься поддержанием этичного общения детей и подростков в реальном мире, это может привести к деградации общества в целом.
Общение подростков в реальном мире поддается наблюдению, контролю со стороны родителей, педагогов, своевременной корректировке его отклонений от нормы, что невозможно в онлайн-среде. Это приводит к необходимости использования педагогами методов, которые ориентированы на мотивацию подростка к этичному общению в интернет-пространстве, что будет способствовать сознательной саморегуляции взаимодействия.
Для эффективности формирования этичного общения в социальных сетях подросткам целесообразно предоставить возможность критически проанализировать и объективно оценить реальные ситуации общения в онлайн-пространстве. Подростки должны понять, что то, как они общаются в сети Интернет, создает их образ, который изменить крайне трудно. Привлечение социального опыта подростка способствует лучшему пониманию практического значения этики общения в сети Интернет.
Таким образом, формирование основ этики общения в социальных сетях является актуальной педагогической проблемой и требует системности, последовательности, нацеленности на выработку у обучающихся устойчивых навыков этичного поведения и неприятие отклонений от такого поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Реализация модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях позволила повысить:
уровень компетенций, необходимых им как пользователям Интернет-ресурсами (информационно-технологическую, компетентность социального взаимодействия, компетентность общения), о чём свидетельствует положительная динамика по результатам диагностики;
уровень знаний о правилах безопасного общения в социальных сетях – 89,6 %;
уровень знаний о последствиях использования оскорблений собеседника в социальных сетях – 65,7% (по стартовой диагностике – 21,2%,);
увеличилось количество респондентов, которые считают, что при обсуждении тем в группах необходимо следить за нормативной лексикой – 75,8 % (по стартовой диагностике – 39,4%).
повысить компетентность всех участников инновационного проекта (обучающихся, педагогов, родителей) в области культуры пользователя Интернет-ресурсами;
процент родителей, активно участвующих в сетевом взаимодействии с 15% до 46%;
сформировать положительный имидж учреждения дополнительного образования как центра эффективной образовательной практики;
обобщить наработанный эффективный опыт в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.