Город, дружественный детям – это глобальная инициатива, реализуемая рядом Европейских стран, в том числе и в Беларуси. В основу, которой положено понимание того, что детство является особым периодом в жизни человека и требует формирования своего социального пространства. Эта инициатива позволяет более последовательно и продуктивно решать «городские» проблемы в интересах и с учётом мнения самих детей, определять и реализовывать систему эффективных и взаимосвязанных мер, направленных на повышение благополучия подрастающего поколения, его успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность. Город, дружественный детям – это современный город, в центре внимания которого стоят интересы и права детей.
Современное состояние общества по-новому высвечивает позиции воспитания, формирования интеллектуального и творческого потенциала молодых людей. Складывается асимметрия досуга как развлечения и досуга как полноценного развития способностей, потребностей и интересов, не реализованных в ходе профессиональной деятельности, в том числе учебной.
Изучение состояния работы в области организации свободного времени детей и молодежи в регионе выявил слабые звенья, к которым относятся:
Малочисленность в регионе досуговых центров и низкий уровень культурных программ.
Отсутствие единой системы взаимодействия учреждений образования с отделом культуры.
Нехватка квалифицированных специалистов по организации досуга.
Непонимание сущности культуры досуга в формировании духовно-ценностного развития личности.
Досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого результата восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества.
Неумение молодёжью организовать свободное время в культурном пространстве региона и найти в нем свою нишу.
Школа не может в полном объеме заполнить свободное время ребенка в соответствии с их современными потребностями (недостаточный спектр видов деятельности: клубов, кружков, секций, детских объединений и др.).
Недостаточно развитая материально – техническая база учреждений образования по организации досуга.
Привязанность к этнокультурным стереотипам при определении границ досуга и форм его проведения.
Низкий уровень совместной социально – ориентированной досуговой деятельности детей и родителей.
Отсутствие у большинства школьников навыка культурного времяпровождения.
Целью проекта «Город, дружественный детям» в районе является более полная реализация на местном уровне основных положений Конвенции о правах ребёнка(1989), Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей» (2002).
В основе реализации проекта лежит понимание того, что городская жизнь подвергает детей угрозам и опасностям, таким как:
загрязнение окружающей среды;
интенсивное дорожное движение и повышенная опасность ДТТ;
стрессы (повышенные физические и психические нагрузки);
неустойчивость и неблагополучие семей;
социальная изоляция;
вовлечение в противоправные действия, употребление психоактивных веществ.
Город, дружественный детям – это не модель идеального города, это эффективная система местного самоуправления, которая призвана всесторонне содействовать реализации прав детей. Создание города, дружественного детям, не единичная акция, а растянутый во времени процесс.
ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий и формирование безопасной среды для жизни детей в городе.
ЗАДАЧИ:
анализ положений детей в городе;
формирование городских приоритетов в интересах детей;
развитие межведомственного взаимодействия в целях совершенствования социальной защиты семьи и детей;
объединение интеллектуальных, финансовых, организационных возможностей города в целях защиты прав и интересов детей;
развитие способности детей к самоорганизации через обеспечение значимого участия в разработке и реализации программ родного города, поддержку детских и молодежных социальных инициатив;
формирование правовой культуры, позволяющей детям отстаивать свои права и выполнять обязанности законопослушного гражданина;
противодействие таким негативным социальным процессам, как распространение алкоголизма, наркомании, табакокурения, вовлечение детей в противоправную деятельность;
привлечение внимания к проблемам окружающей среды города посредством экологического воспитания молодежи;
профилактика дорожного травматизма и правонарушений среди детей и подростков в городе;
развитие контактов и связей с аналогичными городами на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Данная инициатива будет реализовываться в рамках защиты прав детей в городе:
на жизнь и здоровое развитие;
на имя, гражданство;
защиту жизни, чести, достоинства;
на семью;
на свое мнение, сохранение своей индивидуальности;
на развитие;
на свободу мысли;
на образование;
на игру;
на защиту от всех форм эксплуатации.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление и координация деятельности, информационное обеспечение:
Подтверждение участия Новогрудского района в инициативе «Город дружественный детям» (заявка на участие, анализ ситуации положения детей в районе, финансирование в интересах детей, информационная деятельность по реализации инициативы).
Создание и регулярная работа координационного совета при Новогрудском РИК на основе социального партнерства.
Организация деятельности детского органа самоуправления - молодежного парламента при отделе по делам молодежи Новогрудского РИК (ежемесячно).
Освещение деятельности в СМИ.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО:
Социальные акции и проекты: «Дети и дорога» (совместно с ГАИ), «День городу» (культура слова, культура дела, культура отношений), «Я этим городом храним», (краеведческо-познавательная игра, разработка туристических и экскурсионных маршрутов, создание групп юных экскурсоводов-гидов при музеях А. Мицкевича, историко-краеведческом музее, агентстве «Новогрудок-тур»).
Формы работы: проведение социальных акций, реализация проектов, молодежные форумы, марафоны социальных инициатив, обмен опытом и др.
Организация деятельности детского органа самоуправления – молодежного парламента при отделе по делам молодежи Новогрудского РИК (ежемесячно)
Формы работы: встречи с руководством государственных структур района, заинтересованными ведомствами, презентация инициатив, детских и молодежных проектов, участие в конференциях городов, дружественных к детям.
Организация деятельности волонтерского центра «Надежда» (педагоги-координаторы, волонтерская группа, работающая по методике «равный обучает равного» по теме ЗОЖ, СПИД).
Формы работы: тренинги, встречи, мастер-классы, работа с детьми-инвалидами и др.
Организация работы молодежной биржи труда «Найди себя» (координатор РК ОО «БРСМ»), в рамках сотрудничества структур ЖКХ, лесхоз, ДЭУ, МПМК, СМУ, центр занятости населения)
Формы работы: работа телефонной прямой линии, временная занятость молодежи, в том числе учащихся, состоящих на различного вида учетах на благоустройстве города, оборудование спортивных площадок и зон отдыха в городе («Сквер пионерской дружбы).
Организация работы площадок саморазвития в сфере досуга на базе учреждений образования района, в рамках шестого школьного дня, где дети мигрируют, самоопределяясь в выборе форм и видов досуговой деятельности. Каждое учреждение образования готовит и предлагает для детей из других учреждений спектр возможностей для самореализации (по графику).
Формы работы:проведение ток-шоу по проблемам молодежи, творческие мастер-классы, дебаты, дискуссии с участием родительской общественности района, представителей органов государственных структур управления и др., с еженедельным анонсированием предстоящих дел в районной газете в рубрике «Афиша».
Реализация познавательно - развлекательного проекта «Приключения у озера» в урочище Литовка.
Формы работы: познавательно – развлекательные игры, экскурсионные маршруты для детей, родителей, совместный отдых.
Работа досуговых центров на базе общежитий и предприятий города для совместного отдыха и организованного досуга детей совместно с родителями при поддержке профсоюзных комитетов (диско-клуб на базе общежития швейной фабрики).
Организация работы Детского кафе.
Формы работы:семейные праздники, совместный отдых детей и родителей, культурно – досуговые программы.
Проведение регионального родительского собрания.
Организация работы районного клуба «Подросток» на базе РОВД во взаимодействии с МЧС, ОО «БРСМ», воинской частью и другими заинтересованными структурами.
Формы работы: популяризация в учреждениях образования Детского правового сайта, консультации юриста для детей и родителей на страницах районной газеты, радио, местного телевидения и др.