ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
В учреждении дополнительного образования детей и молодежи учебная бизнес-компания – это объединение по интересам, созданное с целью развития предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности и других, необходимых для успешной самореализации личностных качеств, способностей и компетенций обучающихся. Формирование эколого-экономических компетенций обучающихся осуществляется в рамках образовательного процесса.
Целевой блок |
Цель |
сформировать экологические и экономические компетенции учащихся через создание учебных бизнес-компаний в условиях учреждения дополнительного образования |
||
Задачи |
сформировать комплекс знаний, умений и навыков в области экологии; сформировать ценностное отношение к природе и экологической деятельности; сформировать комплекс экономических знаний, умений и навыков; сформировать экономическое мышление; создать педагогические условия для формирования экологических и экономических компетенций. |
|||
Содержательный блок |
Компоненты
Социально-педагогические условия |
Когнитивный компонент: социально-экологические, экономические знания Мотивационно-ценностный компонент: ценностные представления, убеждения, социально значимые мотивы личностных качеств Деятельностно-практический компонент: экологические действия и умения экологического характера, экономические умения и навыки Экономическое мышление |
||
Организация деятельности учебной бизнес-компании |
||||
Процессуальный блок |
Организация деятельности |
Формы |
Методы |
Средства |
- индивидуальная, - групповая, - лекции, - практические работы, - выставки, - встречи с социальными партнёрами
|
- проектов, - анализа и синтеза, - критического мышления, - «кейс-стади», - «мозговой штурм», - педагогические наблюдения, - анкетирование |
- натуральные объекты (природные, созданные человеком), - наглядные пособия, - ТСО (компьютер), - ресурсы сети Интернет, - электронные презентации. |
||
Результатив- ный блок |
Уровни эколого-экономической компетентности |
Критерии и показатели сформированности компетенций. Уровни: низкий, средний, выше среднего, высокий. |
||
Результат: личность, обладающая экономическими компетенциями и высоким уровнем экологического сознания |
Модель формирования эколого-экономических компетенций учащихся через создание учебных бизнес-компаний представлена четырьмя блоками: целевым, содержательным, процессуальным, результативным.
Целевой блок включает в себя:
Цель – сформировать экологические и экономические компетенции учащихся через создание учебных бизнес-компаний в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
сформировать комплекс знаний, умений и навыков в области экологии;
сформировать ценностное отношение к природе и экологической деятельности;
сформировать комплекс экономических знаний, умений и навыков;
сформировать экономическое мышление;
создать педагогические условия для формирования экологических и экономических компетенций.
Содержательный блок
1 год обучения
Определить контингент педагогов, которые будут задействованы в организации УБК.
Разработать локальные нормативные документы: Положение и Устав УБК.
Разработать программы объединения по интересам.
Подготовить материально-техническую базу.
Информирование общественности: дни открытых дверей, публикации в СМИ.
Оформление документации для осуществления инновационной деятельности.
Реклама УБК в учреждениях образования.
Познакомить учащихся со спецификой деятельности УБК.
Сбор заявлений родителей (законных представителей) на участие детей в УБК.
Составление бизнес плана, поиск, реклама производимой продукции.
Педагоги обучают детей основам экономической грамотности. Происходит передача опыта от педагога к учащимся по изготовлению сувенирной продукции, уходу за комнатными растениями, их размножением.
Совместно педагоги и учащиеся ищут способы реализации производимой продукции (участие в выставках продажах, лотереях) включая реализацию через Интернет-ресурсы, сайт.
2 год обучения
Работа по программе второго года обучения. Проведение совместных мастер-классов, Участие в вебинарах по обмену опытом.
Публикации в СМИ о деятельности УБК.
Разработка каталога продукции.
Пополнение информации на сайте.
3 год обучения
Работа по программе третьего года обучения.
Самостоятельное проведение мастер-классов, рекламные пиар-акции и реализация изготавливаемой продукции.
Разработка учебно-методического комплекса.
Распространение накопленного инновационного опыта через публикации в СМИ.