КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Транслируется опыт формирования эколого-экономических компетенций учащихся в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи посредством организации учебных бизнес-компаний.
Представленные материалы были получены в ходе реализации в 2017 – 2020 годах инновационного проекта под руководством консультанта Катович Натальи Константиновны, начальника управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования», кандидата педагогических наук, доцента.
Материалы адресованы заместителям директора по воспитательной работе, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, фундаментальная составляющая устойчивого развития – триада «человек– окружающая среда – экономика», поэтому современный человек должен ориентироваться как в экологическом, так и в экономическом, социальном аспектах.
Формирование экологической культуры личности включает в себя усвоение знаний о природных, социальных процессах и явлениях; приобщение учащихся к ценностным ориентациям экологического характера, формируется социальная база для реализации идей устойчивого развития.
Одной из возможных форм, позволяющих сформировать у учащихся целый ряд экологических и экономических компетенций являются учебные бизнес-компании (далее – УБК). На сегодняшний день это важное и интересное направление, которое даёт возможность ребятам приобрести опыт социально ответственной предпринимательской деятельности.
Учебная бизнес-компания (далее – УБК) представляет собой объединение по интересам, созданное с целью формирования эколого-экономических компетенций, получения практических навыков по основам предпринимательства и управления и направленное на развитие экономического образования и молодежного предпринимательства, а также способствующее профессиональному самоопределению учащихся.
Уровень эколого-экономических компетенций учащихся определяется по трем критериям: когнитивно-познавательному, мотивационно-личностному и деятельностно-креативному. В качестве показателей выделенных выше критериев выступают следующие:
- когнитивно-познавательный:
знание экологических и экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл;
проявление интереса к экологическим и экономическим проблемам современности;
способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов;
применение экологических и экономических знаний и умений для решения нестандартных задач;
- мотивационно-личностный:
соблюдение режима экономии в учреждении образования и дома (бережливость);
высокое качество выполнение порученной работы (трудолюбие);
потребность в экологической и экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества;
понимание необходимости формирования эколого-экономических компетенций;
- деятельностно-практический:
умение анализировать экономические и экологические ситуации и находить возможности повышения их эффективности;
способность переносить знания в практическую деятельность;
проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели;
способность моделирования эколого-экономической деятельности.
Выбор и обоснование критериев и показателей сформированности эколого-экономических компетенций является важнейшей задачей, которая в определённой степени позволит как повышать функциональность модели, так и динамично развивать её.