Описание модели
Теоретическую основу модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами для этичного общения подростков в социальных сетях составляют научные труды белорусских ученых Бедулиной Г.Ф., Познякова В.В., Сизанова А.Н., Лопатик Т. А., Лаптенка А.С., посвященные формированию социальной компетентности детей и подростков.
Сизанов А.Н. выделяет ключевые социальные компетентности обучающихся, необходимые им как пользователям Интернет-ресурсами:
- информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;
- компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
- компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.
На основе научных трудов и описанных подходов выстроена предлагаемая модель.
Для успешного внедрения модели формирования культуры пользователя Интернет-ресурсами необходимо обеспечить единство целеполагающего, содержательно-организационного, результативного компонентов; выстроить целостную систему мероприятий с педагогами, учащимися, законными представителями.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий, методика |
способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии. |
Знание норм этикета.
Умение использовать нормы на практике. Навыки конструктивного взаимодействия в сети Интернет. Вежливость, отсутствие ненормативной лексики, отсутствие флеймов, флудов, троллингов, сохранение конфиденциальности информации, корректность.
Знание о способах взаимодействия людей в социальных сетях. |
Анкетирование «Этикет и нетикет». Наблюдение в реальной жизни и в виртуальном мире. Наблюдение, анализ Интернет-ресурсов. Анализ результатов проведённых онлайн-конференций, вебинаров и др. Анкетирование. |
компетентность общения: формирование навыков безопасного общения; орфографическая и пунктуационная грамотность речи; правильность речи, логичность и точность. Качество изображений. |
Мотивация к этичному общению в социальных сетях. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. Информация изложена в соответствии с требованиями логичности и точности речи. Изображение не противоречит этическим нормам |
Опросник «Мотивы этичного общения в социальных сетях». Анализ друзей сообществ, фейк-записей.
Анализ Интернет-ресурсов.
|
информационно-технологическая компетентность |
Способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде. |
Анализ количества пользователей сетевых площадок и участников коммуникации.
|
2.Профессионально-педагогические компетенции педагогических работников в формировании этикетной культуры подростков |
Владение формами, методами и приёмами формирования этикетной культуры подростков в соцсетях; создание профессиональной среды для обмена опытом. |
Анкетирование, опрос, самоанализ
|
3.Здоровье обучающихся и педагогов |
Отсутствие перегрузки, благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе. |
Анализ оптимального времени нахождения в сети; анкетирование «Психологический климат в коллективе»; собеседование, наблюдение. |
4.Качество управления процессами функционирования и развития в учреждении образования
|
Наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; наличие программы управления инновационной деятельностью; наличие системы стимулирования педагогов. |
Анкетирование, самоанализ |